Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

В гости к бабушке

Опубликовано 28.01.2021

Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе.

Интегрированое занятие по речевому развитию знакомит детей с малыми фольклорными формами (колыбельные, потешки, пестушки), воспитывает интерес к устному народному творчеству, При планировании занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне.

Учитывая возрастные особенности, дети отвечали на вопросы, самостоятельно произносили потешку, используя предложенную мнемосхему, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали, охотно отвечали на вопросы. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности, что соответствует здоровьесберегающим технологиям. Данная работа показывает, что воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Цель: развитие речи детей посредством знакомства с произведениями народного искусства (потешки, колыбельные).
Задачи:
Речевое развитие

Формирование словаря - На основе обогащения представлений о ближайшем окружении расширять и активизировать словарный запас детей новыми словами «Люлечка», «Колыбелька».
Звуковая культура речи - Упражнять во внятном произнесении гласных и согласных звуков путем имитации голосов животных. Способствовать формированию интонационной выразительности речи детей. Нацеливать на отчетливое произнесение слов и коротких фраз.
Грамматический строй речи - Помогать употреблять в речи имена существительные в форме множественного числа, обозначающие животных (лисы, зайцы, утки, птицы).

Приобщение к художественной литературе
воспитывать умение слушать новые произведения, предоставлять возможность договаривать слова и несложные фазы. С помощью мнемотаблицы помочь запомнить колыбельную.

Интеграция образовательных областей.
Художественно – эстетическое развитие

- Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на произведения народного искусства (потешки, колыбельные). Воспитывать интерес к произведениям народного искусства.
Коммуникативное развитие – Формировать доброжелательное, отношение друг к другу, создание игровой ситуации, способствующей формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.
Физическое развитие - Развивать мелкую моторику рук. Упражнять умение выполнять движения в паре.
- Разучить народную игру «Кот Васька». Учить действовать по сигналу – определенной фразе.

Оформление и оборудование – на занятии используется компьютер для показа презентаций, проигрыватель с записью плача ребенка. В центре зала – макет русской печки. За ней лежит пирог, а также перчаточные куклы – Бабушка и Кот. Рядом с печкой на стуле - колыбелька, в которой лежит кукла – ребенок, завернутый в пеленку.

Ход занятия
Дети входят в группу вместе с воспитателем.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в гости к бабушке. А дорога к бабушке не близкая. Чтобы добраться, повторяйте за мной движения. Садитесь на лошадок, - поехали.

(Дети скачут по кругу и повторяют движения за воспитателем)
- Еду, еду к бабе, к деду!
На лошадке в красной шапке.
По ровненькой дорожке
На одной ножке.
По рытвинам, по кочкам,
По бугорочкам.
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг … в яму!
БУХ!
(в конце потешки дети садятся на стулья)
Воспитатель: Ну, вот и приехали. Проходите в избу, рассаживайтесь поудобнее. (Дает установку на правильную осанку) Нас уже Бабушка встречает.
(Из-за «печки» появляется кукла – Бабушка).
Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие! Здравствуйте, внучки и внученьки, здравствуй, доченька!  Наконец-то вы приехали, заждалась я вас.
Погостите у меня, я вам хозяйство своё покажу.       

Показ слайдов презентации 1. Дети имитируют голоса животных.
- Хозяйство у меня большое:
Овечки в речке умываются,
Барашки в овражке болтаются, и кричат: Бее-е!
Козочки на лужочке поскакивают, и кричат: Ме-е-е!
Уточки у лужицы покрякивают, и кричат: кря- кря!
Коровки у дубровки помыкивают, и кричат: му-у-у!
Конички у горочки побрыкивают и кричат: иго-го!
Да какие вы большие стали, подросли, ай, да семья большая!

Пальчиковая игра
У нас семья большая да веселая – пять братьев озорных (сначала показ воспитателя, потом вместе с детьми)
Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Одна Маша – не наша,
Да и та хороша!
Бабушка - А Маша-то наша в люльке лежит. (Подходит к люльке) Это люлечка плетеная, позолочёная). Что перед нами, детки?
Дети: Люлечка.
Бабушка: А ещё как можно назвать?
Дети: Колыбелька.
Бабушка: А кто в люльках спит?
Дети: Детки малые.
Бабушка- В нашей люльке Машенька лежит, битый час не спит.
(Раздается плач ребенка в записи). А у меня дел невпроворот – прибрать, постирать пирогов напечь, ох не управлюсь в срок. Вы уже большие, убаюкайте Машеньку, а я пойду.
(Бабушка - кукла уходит за печку, воспитатель берет из колыбельки куклу – ребенка, завернутого в пеленку)
Воспитатель поет - Баю-бай, баю-бай,
         спи, Машенька, засыпай,     
          сон придёт
          нашу Машу унесет.
         унесет ее в садок
         под малиновый кусток.
         а малинка упадет,
         Маше в ротик попадет.
         малиночка сладенька -
         девочка маленька.
         Баю-бай, баю-бай,
         спи, Машуля, засыпай.
и все вместе - Баю-бай, баю-бай,
                       спи, Машуля, засыпай. (Дети повторяют)
(Раздается плач ребенка в записи)
Тише, тише! Все уже спят –
Показ слайдов презентации 2.
          Баю,баю,баю,бай,
          Вот и люди спят,
         Вот и звери спят,
         Птицы спят на веточках,
         Лисы спят по норочкам,
         Зайцы спят на травушке,
         Утки – на муравушке
         Детки все – по люлечкам
         Все спят – поспят
         всему миру спать велят.
Кладет куклу в люльку. Повторный показ с использованием мнемотаблицы– дети произносят строчки колыбельной за воспитателем. Опять плач в записи.
- Ну кто же поможет уложить Машеньку:
 Отворилась тихо дверь,
И вошёл усатый зверь,
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Как вы думаете, кто же это был?
Дети: Котик!
Из-за печки появляется Кукла - котик.
. Котя-котенька, коток.
Котя серенький хвосток!
Приди, Котя, ночевать,
Нашу детоньку качать.
Маша будет спать,
Котик Машеньку качать. (котик люльку качает)
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Котик: Мяу-мяу! Мур-мур!
Воспитатель: Заснула наша Машенька. А давайте поиграем с котиком, только тихо, чтобы Машеньку не разбудить.
Народная игра «Кот Васька»
Кот сидит у печки, дети медленно к нему подходят.
Воспитатель: Ходит Васька беленький,
Хвост у Васьки серенький,
 (котик садится и закрывает глаза)
          Глазки закрываются –
          Спит иль притворяется?
          Зубы у кота –
          Острая игла.
          Только детки подойдут.
          Серый Васька тут как тут.
          Всех поймает он!  (котик просыпается и догоняет ребят, они убегают от него и садятся на лавку). Раздается плач в записи.
Воспитатель -  ой, расшалились, Машеньку разбудили.
Котик серенький присел
на печурочке
и тихонечко запел
песнь дочурочке. (Сажает Кота на печку)
Вот проснулся петушок,
встала рябушка.
подымайся, мой дружок,
Вставай, Машенька!
Повторяйте за нами с Машенькой.
Воспитатель показывает движения на кукле и произносит фразы в вопросительной интонации, дети повторяют и произносят последнее слово.
Тяги, тяги, потягунюшки,                        (Потягиваются, руки вверх)
На Машу порастунюшки.                       (Потягиваются, руки вверх)
А в ручки хватунюшки,                          (Хлопают в ладоши)
А в ножки – Ходунюшки.                       (Топают ногами)
А в роток – говорок                                    ( руками закрывают рот)
А в головку – разумок                                 (руки на голову)
Ты расти здоровая все времечко,
как пшеничное тестечко. (Сажает куклу в колыбельку).
Воспитатель располагает детей по парам. Берет ребенка без пары и показывает с ним движения – играет в ладушки.
Ладушки, ладушки,
где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку.
Кашку поели,
Бражку попили,
Шу-у-у, полетели,                 (Машут руками)
на головку сели.                    (Кладут руки на голову)
Песенки запели.
 
А наша умница Машенька,
Будет кушать кашку сладеньку,
вкусную, пушистую,
Мягкую душистую.
Из-за печки появляется игрушка котик.
Котик – Мяу, и я кашки хочу!
 появляется Бабушка – кукла на второй руке у воспитателя.
Бабушка (обращаясь к коту): Ты что, котик, замурлыкал, что-то хочешь сказать нам на прощанье? (прислушивается к Котику).
Бабушка: Котик благодарит вас за потешки, игры. Да и я у печки хлопотала и  услыхала, как вы и Машеньке пели колыбельные в люлечке, с котиком играли, Машеньку потешками забавляли.  Вы котику и мне очень понравились. А вот и от меня сюрприз -
- Ходил Котик на торжок.
Купил Котик пирожок.
Пошел Котик на улочку,
Купил Котик булочку.
Самому ли съесть
Либо деткам снесть?
Я и сам укушу,
И ребяткам отнесу (подходит к печке).
Печка-матушка, угости деток!
Все вместе просят.
Ай, качи-качи-качи!
Глянь, баранки-калачи!
Глянь, баранки-калачи
С пылу, с жару из печи!
Воспитатель подходит к печке, достает баранки и благодарит печку за угощение.